Ёрои-кумиути, Когусоку


ДЗЮ-ДЗЮЦУ

Ёрои-кумиути

Примерно с X в., параллельно со становлением военного сословия самураев начала складываться специальная боевая система борьбы в доспехах - ерои-кумиути (кумиути, ерои-гуми. каттю-гуми). Во многом она походила на сумо - те же толчки и сваливания. И это легко объяснимо, ведь бойцы в сражении носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный жир сумотори (борца сумо). Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный захватТем не менее техника ёрои-кумиути была намного богаче. Здесь не было условных ограничений, как в сумо, - вести борьбу только стоя, ни в коем случае не падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать любые приемы и способы - важен быль лишь результат. Приемы ерои-кумиути использовались во всех случаях, когда воин терял оружие - ронял его, ломал и т.д.Главным в ерои-кумиути было правильное использование бедер и силы конечностей. Достигалось это при помощи специального обоюдного симметричного захвата, который назывался ецу-гуми - "четверное сцепление". В ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за пластины доспехаТакой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность и позволял эффективно контролировать действия противника.В любой удобный момент один или оба бойца были готовы мгновенно обнажить короткий меч или специальный кинжал для "добивания", называвшийся "ерои-доси". Ерои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре, выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да еще и под строго определенным углом.В ерои-кумиути часто применялись разнообразные броски с падением, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть доспеха, чтобы опрокинуть противника на землю. После броска он стремился навалиться всей массой сверху, использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем прикончить ударом кинжала. Мастера ерои-кумити стремились к максимально эффективному использованию особенностей конструкции японского доспеха. Так, например, при нападении сзади рывком за козырек шлема вверх, когда задняя пластина упиралась в основание шеи, можно было легко сломать шейные позвонки.Как видно из описания техники ерои-кумиути, этот вид борьбы был рассчитан в основном на столкновение один на один. В те времена, в X-XIII вв., сражения, как правило, превращались в колоссальные турниры с тра- диционными громогласными возглашениями родословных, театральными вызовами на бой. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения, не желали унижаться до того, чтобы убивать врага скопом, когда невозможно определить, кто же проявил большую доблесть в сражении. Все это предопределило специфический характер ёрои-кумиути как искусства побеждать в рукопашном поединке в доспехах. Его последователи не задумывались о необходимости предохраняться от нападения сзади. Сцепляясь с противником, они уже не могли реагировать на действия других противников... И зачастую, оказывались жертвами этих недосмотров.На протяжении очень долгого времени - примерно с XI по XVI в. - ёрои-кумиути было главной формой борьбы без оружия, но канонизировано оно было довольно поздно - в XIV - XV вв. Хотя ёрои-кумиути было включено в программу многих школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят 2 школы: Мусо текудэн-рю, по преданию основанная еще в XIII в. легендарным буддийским монахом Икэйбо Техэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV в. учеником полулегендарного основателя японских бу-дзюцу дзэнского монаха Дзион Цуцуми Ямасиро-но ками Ходзан.

Когусоку

Начиная с середины XVI в., японское искусство рукопашного боя без оружия претерпевает революционные изменения. Это было предопределено многими факторами. Изменился общий характер ведения боевых действий. Сражение этого периода - это уже не грандиозный турнир, а столкновение армий, где роль индивидуального воина отходит на второй план перед коллективными действиями. Здесь никто не откликается на вызов на поединок, стальная конная масса попросту раздавливает воина-одиночку, а стена копейщиков во мгновение ока превращает его в решето. Нападения сзади, вдесятером на одного становятся обычным делом. По сравнению с предыдущим периодом резко возросла численность армий, которые теперь комплектуются не только из благородных буси, но и из простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой маневренной тактикой ведут к изменению защитного вооружения, которое должно стать легче и дешевле. И в "Ч! в. появляется облегченный чешуйчатый доспех гусоку работы мастера Мацунага Хисасигэ. Широкое распространение получает его сокращенная форма когусоку, состоявшая только из грудной пластины, набедренника, наголенник- ков и наручей и служившая для экипировки полчищ рядовых солдат-пехотинцев асигаруВ результате всех этих перемен складывается новая система рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку, известная под названиями "когусоку", "коси-но мавари" (окружающее поясницу). По сравнению с ерои-кумиути арсенал когусоку был гораздо шире. Здесь и знакомые нам по дзюдо броски через бедро, спину, плечо, оригинальные перевороты противника вниз головой с последующим броском на шею, разнообразные подсечки, болевые приемы на локоть и колено, на шейные позвонки. В когусоку уже довольно широко применялись удары, рассчитанные на поражение не прикрытых доспехом частей тела - почек (круговой удар кулаком в обход туловища), паха удар снизу" под "юбку" доспеха - кусадзури), колена (удар ребром стопы) и т.д.Изобретение когусоку приписывается Такэноути "Хисамори, который был силен духом, но мал ростом и слаб телом и потому мечтал научиться побеждать более сильных и рослых противников за счет ловкости и техники. Когусоку в тот период не вытеснило ерои-кумиути, поскольку самураи высших рангов по-прежнему носили тяжелые доспехи, способные защитить даже от мушкетной пулиВ результате многие школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих вида рукопашного боя. Примером такой системы является известная школа Ягю Синган-рю, где четко разграничивается уровень асигару - когусоку - и уровень буси - ерои-кумиути, а кроме того имеется еще и дзю-дзюцу - то есть искусство ведения боя без оружия (или с малыми или подручными видами оружия и без доспехов, но это уже следующий этап эволюции японской борьбы без оружия.